Экономические меры по улучшению энергетических результатов

Одним из основных барьеров на пути развития альтернативной энергетики в Украине является стоимость строительства генераторов альтернативной энергии. Затраты возникают из — за необходимости импорта дорогостоящих компонентов, таких как солнечное оборудование и двигатели парусных лодок. Инвестиции частного сектора невелики из-за времени, необходимого для возмещения затрат (3-5 лет). Стимулы, введенные для устранения этих барьеров, включают прекращение действия «зеленых» тарифов, государственных энергетических субсидий, налоговых и таможенных льгот, а также юридическое обязательство государства покупать весь объем электроэнергии, произведенной из альтернативных источников энергии.

О «зеленом» тарифе

В 2013 году Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики приняла постановление, которое фактически прекратило действие «зеленого» тарифа для большинства хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на производство электроэнергии с использованием альтернативных источников энергии, при условии соблюдения этими субъектами «местного содержания», установленного законом. «Местное содержание» относится к проценту оборудования завода, которое должно быть произведено в Украине. В настоящее время эта доля должна составлять не менее 50%. Несмотря на патриотизм, на практике необходимое оборудование либо не производится в Украине, либо стоит значительно дороже зарубежного оборудования. Например, хотя рамы для ветротурбин производятся в Украине, двигатели, скорее всего, будут зарубежными. Возможно, было бы разумно отменить правило о местном содержании, если подлинной целью этой схемы является стимулирование производства альтернативной энергии. До тех пор, пока это правило остается в силе, несогласные производители альтернативной энергии должны продолжать платить один из самых высоких зеленых тарифов в Европе. Подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: https://www.ueex.com.ua/auctions/gas-cost-calculator/ 

Земельный налог на участки, используемые для производства электроэнергии из альтернативных источников энергии, снижен до 25% от применяемого земельного налога. Ежегодные арендные платежи за коммунальную или государственную землю, арендуемую для производства электроэнергии из альтернативных источников энергии, не должны превышать 3% от нормативной стоимости арендуемой земли. 80% прибыли от продажи возобновляемых источников энергии и энергоэффективного оборудования и материалов украинскими компаниями в пределах Украины освобождаются от уплаты налога. Этот кредит действует в течение первых пяти лет с момента получения прибыли. Оборудование, работающее на возобновляемых источниках энергии, энергоэффективное оборудование и материалы, оборудование, способствующее эксплуатации возобновляемых источников энергии, а также оборудование и материалы, используемые в производстве возобновляемых источников энергии, освобождаются от уплаты налогов, НДС и таможенных пошлин, если идентичные продукты с аналогичными характеристиками отсутствуют в Украине.

Производители электроэнергии, производящие энергию из альтернативных источников энергии, имеют законное право требовать подключения к национальной электросети. Украина гарантирует закупку всей энергии, произведенной из альтернативных источников энергии. 

Вышеуказанные меры могут стимулировать предприятия к производству и использованию альтернативных источников энергии, но они не способствуют широкому использованию альтернативных источников энергии всеми слоями населения. Дополнением к этим мерам может стать реализация программы модернизации активов для повышения эффективности традиционного производства энергии. Подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: ueex.com.ua.

Модернизация может включать в себя: 

  1. модернизация всех тепловых электростанций и станций; 
  2. расширение ядерной эксплуатации; модернизация распределительных сетей и объектов;  
  3. замена или реконструкция электрических сетей и трансформаторных подстанций. 

Анализ последних данных Минфина (2012 г.) позволяет предположить, что затраты на реализацию Энергетической стратегии Украины исчисляются сотнями миллиардов долларов. Постоянный дефицит государственного бюджета делает невозможным его полное исполнение в ближайшие несколько лет. Сочетание модернизации активов и экономических стимулов может помочь Украине перейти к полной реализации стратегии и избежать дефицита электроэнергии, ожидаемого к 2020 году.